В главных ролях
Кратко
72 год до Рождества Христова, эпоха жестоких завоеваний и безраздельного владения античным миром. Захваченные имперскими центурионами территории служили для римских хозяев источником получения все новых и новых рабов. Одному из них суждено было бросить вызов машине порабощения. Проданный в рабство еще ребенком Спартак прошел тяжелый путь лишений и истязаний, который только закалил его и сделал великим воином. Этот человек стал предводителем грандиозного восстания рабов, вошедшего в историю человечества.
Бюджет: 12 000 000 $
Кассовые сборы: 60 000 000 $
Длительность: 3 ч 17 мин
Производство: США
Премьера: 13 октября 1960
Режиссер: Стэнли Кубрик
Продюсер: Джеймс С. Кац, Эдвард Льюис
Сценарий: Далтон Трамбо, Питер Устинов
Кадры и изображения
Факты
Оригинальная версия включала сцену, в которой Маркус Лициний Красс (сэр Лоуренс Оливье) пытается соблазнить Антонина (Тони Кертис). Администрация Производственного кодекса и Легион Порядочности оба возражали. В какой-то момент Джеффри Шерлок, представляющий цензоров, предположил, что было бы полезно, если бы ссылка на сцене на предпочтение устриц или улиток было изменено на трюфели и артишоки. В конце сцена была сокращена, но это было возвращено для восстановления 1991 года. Однако, тем временем саундтрек был утерян, и диалог пришлось дублировать. Кертис смог переделать свои строки, но Оливье умер. Дама Джоан Плоурайт, его вдова, вспомнила, что сэр Энтони Хопкинс произвел на Оливье смертельное впечатление, и она упомянула об этом команде восстановления. Они подошли к Хопкинсу, и он согласился озвучить строки Оливье в этой сцене. Хопкинс благодарен в кредитах за восстановленную версию.
Стэнли Кубрик был назначен директором после того, как Кирк Дуглас поссорился с оригинальным режиссером Энтони Манном. По словам сэра Питера Устинова, последовательность соляных шахт была единственной съемкой, снятой Манном.
Сэр Питер Устинов пошутил о том, что его дочь, родившаяся в начале производства, находится в детском саду к моменту окончания фильма. Когда ее спросили, чем зарабатывал ее отец, она ответила: «Спартак».
У Кирка Дугласа было несчастливое время для большей части производства. После серьезной ссоры с оригинальным режиссером Энтони Манном, он попросил режиссера Стэнли Кубрика, с которым он хорошо сотрудничал три года назад в «Тропы славы» (1957). Тем не менее, ему было одинаково трудно работать с Кубриком. После постановки Дуглас заявил, что больше не будет сотрудничать с Кубриком, если ему будет предоставлена такая возможность. Дуглас часто говорил, что сожалеет о том, что Манна уволили из фильма, и когда ему предложили «Героев Телемарка» (1965), он согласился взять эту роль при условии, что Манн будет нанят в качестве режиссера.
Стэнли Кубрику не дали контроля над сценарием, который, по его мнению, был полон глупого морализатора. После того, как он закончил этот фильм, он всегда сохранял полный контроль над всеми аспектами своих фильмов.
Поначалу студия не хотела отдавать чёрный список коммунисту Дальтону Трамбо за заслуги в своей работе. Стэнли Кубрик сказал, что примет кредит. Позже Кирк Дуглас сказал, что он был настолько потрясен попыткой Кубрика претендовать на честь чьей-либо работы, что он использовал свое влияние, чтобы Трамбо получил свой должный кредит, фактически положив конец голливудскому черному списку. Трумбо уже был зачислен как автор Исхода (1960), хотя задержка привела к тому, что этот фильм был выпущен через два месяца после этого. Семья Трамбо публично оспаривала версию рассказа Дугласа, как и продюсер Эдвард Льюис и дети писателя Говарда Фаста. В любом случае, черный список был сильно подорван, когда Сесил Б. Демилль нанял Эдварда Г. Робинсона для «Десяти заповедей» (1956), возродив карьеру Робинсона после того, как он был почти в черном списке за свою прошлую политическую активность.
Съемки были изведены противоречивыми видениями директора Стэнли Кубрика и открыто коммунистического сценариста Далтона Трумбо. Кубрик жаловался, что в характере Спартака не было ни ошибок, ни причуд, и он позже дистанцировался от фильма.
Маловероятно, что Маркус Красс и Спартак когда-либо говорили в реальной жизни, как показано в этом фильме. В биографии Плутарха упоминается, что в последнем сражении Третьей войны за рабство Спартак пытался в одиночку забрать жизнь Красса, прежде чем его убили личные охранники Красса. Следовательно, возможно, что эти двое видели друг друга лично в одной точке.