В главных ролях
Кратко
«Броненосец Потёмкин» - немой художественный фильм, снятый режиссёром Сергеем Эйзенштейном на киностудии «Мосфильм» в 1925 году. Неоднократно в разные годы признавался лучшим или одним из лучших фильмов всех времён и народов по итогам опросов критиков, кинорежиссёров и публики. Сценарий, по которому снимался фильм, основан на реальных событиях, произошедших в июне 1905 года, когда на броненосце «Потёмкин» команда подняла восстание и захватила корабль. Фильм снят к 20-летию первой русской революции 1905 года. Премьера состоялась в Москве 5 декабря 1925 года в 1-м Госкинотеатре (ныне - к/т «Художественный») под музыкальное сопровождение Э. Майзеля.
Кассовые сборы: 45 100 $
Длительность: 1 ч 15 мин
Производство: СССР
Премьера: 24 декабря 1925
Премьера в России: 18 января 1926
Режиссер: Sergei Eisenstein
Кадры и изображения
Факты
Флаг, замеченный на корабле после мятежа экипажа, был белого цвета, это цвет царей, но это было сделано для того, чтобы его можно было нарисовать вручную на красном целлулоиде, который является цветом коммунизма. Поскольку это черно-белая пленка, если бы флаг был красным, он бы оказался в фильме черным.
Советы по цензуре фильмов нескольких стран считали, что этот фильм будет распространять коммунизм. Франция ввела запрет после краткого пробега в 1925 году; он был отменен в 1953 году после смерти российского лидера Иосифа Сталина. Великобритания запретила его до 1954 года.
Чарльз Чаплин сказал, что это его любимый фильм.
Линейный корабль, использованный во время съемок, был не «Князь Потёмкин-Таврический», а более старый линкор «Двенадцать Апостолов», так как оригинальный линкор «Потёмкин» был разбит в 1922 году.
Фильм был отклонен для британского кинематографического сертификата в 1926 году BBFC из-за опасений восстания рабочего класса и оставался запрещенным до января 1954 года, когда он был наконец выпущен с X-сертификатом.
Константин Фельдман, сыгравший роль «студенческого агитатора», был на самом деле меньшевистским активистом в Одессе во время мятежа и присутствовал на корабле во время последней части мятежа. Он умер в сталинских чистках 1930-х годов. (Н. Баском, «Красный мятеж», стр. 294 - хотя Баском говорит, что Фельдман играл моряка.)
Знаменитая одесская последовательность шагов изначально не была в сценарии, но была разработана во время производства.
Корабль, стоящий за линкором Потемкин, Двенадцать Апостолов, был высажен на берег, чтобы обозначить песчаный берег, поэтому корма была глубоко в скалах. Вот почему на протяжении всего фильма нет панорамных снимков корабля, а корма никогда не видна.